Цель проекта – привлечение внимания общественности к раздельному сбору отходовс возможностью дальнейшей переработки и повторного использования.
Задачи проекта:
- создать из пластиковых крышек уличное экологическое панно «Природа – наш общий дом» для привлечения внимания к раздельному сбору отходов;
- показать один из способов вторичного использования раздельно собранных отходов из пластика;
- способствовать повышению уровня экологической культуры, ответственного отношения к природе и окружающей среде;
- достигнуть соглашения с предприятиями РБ, перерабатывающими пластиковые крышки, для дальнейшей переработки собранных и неиспользованных крышек;
- продемонстрировать различные формы креативного подхода к оформлению зданий в условиях урбанизированной среды;
- зарегистрировать панно в книге рекордов Гиннесса.
![]() |
Описание проблемы
Проект по раздельному сбору отходов действует в гимназии № 19 с 2009 года. Известно, что правильная организация процесса сбора и утилизации отходов дает дополнительные возможности получения доступа к энергоресурсам, снижения уровня выброса газов, вызывающих парниковый эффект. |
Мы осознаем, что необходимо сформировать новый образ мышления, который бы рассматривал отходы не как ненужные предметы, создающие множество проблем, а как сырье для производства новой продукции.
Почему это проблема? Поскольку:
- пластиковые крышки не разлагаются;
- переработка пластиковых крышек не масштабна в отличие от переработки ПЭТ-бутылок на территории РБ;
- недостаточная осведомлённость населения о проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора отходов;
- отсутствуют пункты по организованному сбору и хранению пластиковых крышек, поэтому, считается, проще их выбросить (чтобы переработать 1 партию крышек, необходимо около 8 тонн крышек);
- многие до сих пор считают, что пластиковые крышки не перерабатывают или перерабатывают вместе с бутылками, что невозможно ввиду того, что состоят они из разных видов пластика.
Следовательно, для учреждений образования одним из основных путей перехода к устойчивому развитию в области эффективного природопользования и управления отходами является просвещение, формирование компетенций рационального использования вторичных материальных ресурсов, охрана окружающей среды.
Этапы реализации проекта «Вторая жизнь пластиковой крышки» Временные рамки реализации проекта: 2016 – 2018 годы.
№ |
Название этапа. Временные рамки |
Содержание деятельности |
Результативность |
|
Подготовительный этап сентябрь – октябрь 2016 года |
Первичное ознакомление с проблемой, изучение литературы по теме «Отходы и способы их утилизации». Распределение обязанностей между учащимися класса, составление плана работы. |
Изучена литература по теме «Отходы и способы их утилизации». |
|
Исследовательский этап ноябрь – декабрь 2016 года |
Проведение исследования «Мое мусорное ведро в цифрах». Изучение состава отходов, образующихся в семьях учащихся и в гимназии. |
Исследовано количество отходов в семьях учащихся и в гимназии за один месяц. |
|
Практический этап январь – июнь 2017 года
|
Сбор разноцветных крышек от ПЭТ- бутылок учащимися класса; вовлечение членов гимназического и местного сообщества в процесс сбора крышек; приобретение необходимого оборудования для изготовления экопанно; сортировка крышек по цветам, оттенкам и размерам; создание рисунка на полотне; выкладывание рисунка и приклеивание крышек на полотно. |
Собрано 145 000 крышек от ПЭТ- бутылок учащимися гимназии, родителями. Приобретено необходимое оборудование. Создано экопанно на тему «Природа – наш общий дом», состоящее из трех фрагментов. |
|
Информационный этап октябрь 2016 года –декабрь 2017 года |
Освещение деятельности в СМИ; проведение мастер-классов для учащихся и законных представителей учащихся; проведение выставок «Планета без отходов». |
Создан видеоролик «Сохраним планету». Демонстрировались видеосюжеты на ОНТ, БТ. Проведено 5 мастер-классов и 6 презентаций проекта. |
|
Развитие сотрудничества 2016 – 2018 годы |
Обмен опытом и развитие сотрудничества с учреждениями образования, членами Ассоциации «Образование для устойчивого развития». Продолжение реализации практического этапа: оформление рисунка и приклеивание крышек на полотно очередной части панно. Налаживание сотрудничества с перерабатывающими предприятиями РБ. |
Совместные семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом. Создание фрагментов панно. |
Мероприятия и шаги по реализации проекта
Акция «Крышечка» для целевой группы (учащиеся гимназии и их законные представители) – апрель 2018.
Привлечение волонтеров для создания фрагментов панно.
Привлечение региональных школ-партнеров сети УР.
Изучение опыта повторного использования и переработки пластиковых крышек на территории Республики Беларусь.
![]() |
Ожидаемый результат
Изменение отношения к раздельному сбору отходов в домашних условиях. Проведение исследования на предмет изучения количества участников целевой группы, принявших участие в акции по сбору пластиковых крышек (апрель 2018). Подсчет собранного количества пластиковых крышек в 2018 году и сравнительный анализ с количеством крышек, собранных за этот период в 2017 году. |
Устойчивость проекта и последующие шаги
Организация инициативной группы по круглогодичному сбору крышек в гимназии.
Креативное оформление фасада здания.
Сотрудничество с перерабатывающим предприятием.
Проведение образовательных мастер-классов для партнеров и гостей гимназии.
Команда проекта
Автор проекта: Свистунова Валентина Николаевна
Руководители: Волошина Наталья Анатольевна,
Пескова Лариса Николаевна
Участники: Волонтеры ОО УР «Наш след», учащиеся гимназии и их законные представители, педагоги гимназии.
Мероприятия по информированию общественности о проблеме и важности раздельного сбора отходов
Мастер-класс по изготовлению экопанно на пятом Республиканском детском конкурсе «Планета без отходов», июнь 2017 год.
Представление проекта «Вторая жизнь пластиковой крышки» на партнерском форуме «Образование для устойчивого развития - метод организации образовательных практик для всех» в БГПУ имени Максим Танка, 17.03.2017г.
Мастер-класс по изготовлению экопанно «Природа - наш общий дом» для школьников из Японии, август, 2017г.
Презентация проекта для различных организаций и гостей гимназии, в частности, для представителей университета г. Хильдесхайм и молодёжной организации Janum. e. V. (Германия) (ФРГ), 27.09.2017 г.
Результативное участие учащихся 4 «А» класса в городском фестивале «Познание и творчество» (диплом 2 степени),
Республиканский конкурс «100 идей для Беларуси» (призер районного этапа), октябрь 2017г.
Конкурс научно-практических работ по английскому языку (диплом 3 степени), 6 декабря 2017г. При написании научно-исследовательской работы рассматривались многочисленные примеры опыта переработки и вторичного использования пластиковой крышки в Испании, США, России, Украине и других стран.
Результативное участие учащихся 4 «А» класса в XXVI Международной научно-практической конференции «Искатель», которая состоялась в ГБОУ Школа № 1434 ЗАО г. Москвы 23 марта 2018г.
В апреле 2018 года планируется участие учащихся гимназии в конкурсе ECOS-2018, где они будут презентовать проект на английском языке.
Цель – формирование потребительского поведения в соответствии с принципами устойчивого развития,привлечение внимания учащихся и общественности к проблеме возрождения национальных и семейных традиций
Задачи:
- изучать потребительские привычки участников образовательного процесса и их влияние на поведение человека;
- расширять знания учащихся о культурном наследии славянских народов через возрождение семейных традиций;
- организовать постоянно действующую экспозицию на базе ГУО «Гимназия № 19 г.Минска», приобщающую к культурным традициям славянских народов;
- использовать изделия в оформлении помещений гимназии.
Руководитель проекта – Азроян Наталья Ростиславовна
Цель - формирование у учащихся экологического сознания и воспитание экологической культуры через вовлечение в практическую деятельность по раздельному сбору отходов
Ожидаемые результаты:
- осознание каждым участником проекта значимости проделанной работы и личного вклада в общее дело;
- отработка механизма раздельного сбора пластика, бумаги, батареек; экономия природных ресурсов
- оформление эковестника на сайте гимназии.
Руководители проекта: Сычёва Анна Геннадьевна, Жук Жанна Николаевна
Цель – создание условий для формирования экологической культуры участников образовательного процесса, жителей микрорайона через совершенствование потребительских привычек.
Задачи:
- составить коммерческое предложение по реализации проекта;
- наладить сотрудничество участников образовательного процесса с другими сообществами;
- организовать пошив матерчатых сумок и их распространение;
- провести информационную кампанию;
- организовать и провести акцию в микрорайоне «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика на льняные сумки».
Ожидаемые результаты:
- совершенствование потребительских привычек;
- пошив матерчатых сумок;
- трудоустройство участников проекта;
- распространение матерчатых сумок как альтернативы пластиковых пакетов;
- формирование партнерской сети.
Руководитель проекта – Азроян Наталья Ростиславовна