Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313"О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"

В целях сокращения объемов захоронения отходов потребления и предотвращения вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов:

1. Установить, что:

1.1. координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое в этих целях создает государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию - оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее - оператор). Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

1.2. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее - производители и поставщики), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (далее - отходы товаров и тары), путем:

  • применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и тары (далее - собственная система сбора отходов);
  • заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее - договор) и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее - плата). Размер платы и форма договора утверждаются Советом Министров Республики Беларусь;
  • Для целей настоящего Указа под ввозом товаров (ввозом потребительских товаров) понимаются действия, связанные с пересечением товарами (потребительскими товарами) Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары (потребительские товары) прибыли для постоянного размещения на территорию Республики Беларусь любым способом.

1.3. обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установленная подпунктом 1.2 настоящего пункта, не распространяется на производителей и поставщиков в части:

  • произведенной и (или) ввезенной пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и крупяных изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в том числе птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения (включая используемые в ветеринарии), денежных знаков, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь;
  • произведенных товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, реализованных за пределы Республики Беларусь;
  • произведенных масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона при условии использования для их производства не менее 30 процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно.

1.4. обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установленная подпунктом 1.2 настоящего пункта, считается исполненной производителями и поставщиками, если за соответствующий отчетный период ими выполнено одно из следующих условий:

1.4.1. с применением собственной системы сбора отходов обеспечены сбор, обезвреживание и (или) использование:

  • не менее 10 процентов отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими производителями и поставщиками товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, кроме перечисленных в абзаце третьем настоящего подпункта;
  • не менее 30 процентов отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общей массы посуды столовой и кухонной из пластмасс, шин и камер резиновых, масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими производителями и поставщиками;

1.4.2. на текущий (расчетный) счет оператора внесена плата исходя из объема произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими производителями и поставщиками товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары.

  • Если производителями и поставщиками применяется собственная система сбора отходов, но не обеспечивается сбор, обезвреживание и (или) использование отходов в количестве, определенном подпунктом 1.4.1 настоящего пункта, данные лица обязаны внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими производителями и поставщиками товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, за вычетом объемов отходов товаров и тары, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов;
  • В данный объем (количество, масса) производителями и поставщиками включаются любые собранные с применением собственной системы сбора отходов отходы посуды столовой и кухонной из пластмасс, шин и камер резиновых, масел и иных товаров, названных в приложении 1 к настоящему Указу, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона независимо от того, кто эти товары и тару произвел и реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез.

1.5. производители и поставщики подлежат регистрации оператором путем включения в реестр производителей и поставщиков. Форма реестра производителей и поставщиков утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Для включения в названный в части первой настоящего подпункта реестр производители и поставщики представляют оператору уведомление об осуществлении деятельности, предусмотренной подпунктом 1.2 настоящего пункта, и копию документа о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Включение в реестр производителей и поставщиков осуществляется оператором бесплатно в течение трех дней со дня подачи уведомления.

Производители и поставщики один раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля представляют оператору информацию по форме согласно приложению 2 о выполнении ими в предшествующем полугодии обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Внесение производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора платы в случаях, предусмотренных в абзаце третьем подпункта 1.2 и части второй подпункта 1.4 настоящего пункта, производится в соответствии с заключенными с ними договорами ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится:

  • по произведенным товарам, названным в приложении 1 к настоящему Указу, - дата их отгрузки согласно оформленным документам;
  • по пластмассовой, стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона, названной в приложении 1 к настоящему Указу, произведенной для упаковки потребительских товаров непосредственно производителями этих товаров, - дата отгрузки потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;
  • по ввозимым товарам, названным в приложении 1 к настоящему Указу, а также ввозимым потребительским товарам, упакованным в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, - дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.

Производители и поставщики самостоятельно исчисляют размер платы, вносят ее на текущий (расчетный) счет оператора и представляют ему информацию о размере платы по форме согласно приложению 3.

Учет платы, исчисленной, уплаченной и поступившей от производителей и поставщиков, осуществляется оператором.

Возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм производится оператором на основании обращений производителей и поставщиков;

1.6. средства, поступившие на текущий (расчетный) счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, не облагаются налогами, сборами (пошлинами) и направляются оператором на:

  • компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь;
  • организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора, обезвреживания отходов потребления и (или) использования вторичных материальных ресурсов, финансирование рекламной деятельности, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами;
  • финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в сфере сбора, обезвреживания отходов потребления и (или) использования их в качестве вторичного сырья;
  • выполнение государственных программ по обращению с отходами потребления, внедрение новых технологий сбора и использования отходов потребления в качестве вторичного сырья, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов;
  • возврат (погашение) кредитов, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, а также возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям процентов за пользование такими банковскими кредитами;
  • финансирование деятельности, связанной с осуществлением оператором своих функций.

Размеры и направления расходования оператором средств на реализацию мероприятий, указанных в части первой настоящего подпункта, получатели этих средств определяются Советом Министров Республики Беларусь;

1.7. деятельность оператора, связанная с осуществлением его функций, финансируется из средств, поступивших на текущий (расчетный) счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, в соответствии со сметой расходов, утверждаемой Министерством жилищно-коммунального хозяйства;

1.8. затраты производителей и поставщиков на организацию и функционирование собственной системы сбора отходов (за исключением затрат на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества) и (или) сумма платы включаются в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые производителями и поставщиками при налогообложении;

1.9. сумма земельного налога, подлежащая уплате организациями, осуществляющими сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от этой деятельности (за исключением сбора вторичных материальных ресурсов, полученных из собственных отходов производства), в общем объеме выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав за прошедший квартал, без учета налога на добавленную стоимость.

Исчисление суммы земельного налога в порядке, установленном в части первой настоящего подпункта, производится при условии регистрации оператором организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, форма которого утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

1.10. невыполнение производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы, подлежащей уплате в соответствии с абзацем третьим подпункта 1.2 и частью второй подпункта 1.4 настоящего пункта;

1.11. нецелевое использование и (или) использование с нарушением требований, предусмотренных настоящим Указом, средств, поступивших на текущий (расчетный) счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, влекут наложение штрафа на руководителя оператора, руководителя иного юридического лица или на индивидуального предпринимателя в размере от десяти до пятидесяти базовых величин;

1.12. предоставить право:

уполномоченным должностным лицам органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитета государственного контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 1.10 - 1.11 настоящего пункта;

органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитета государственного контроля рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 1.10 - 1.11 настоящего пункта, по протоколам, составленным уполномоченными должностными лицами этих органов;

1.13. административные взыскания за правонарушения, предусмотренные в подпунктах 1.10 - 1.11 настоящего пункта, налагаются не позднее трех лет со дня их совершения и шести месяцев со дня их обнаружения;

1.14. подпункты 1.10 - 1.13 настоящего пункта действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;

1.15. контроль за деятельностью оператора, включая вопросы учета платы, поступившей от производителей и поставщиков, целевого использования оператором этих средств, ведения реестров производителей и поставщиков, организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Проверки деятельности оператора проводятся Министерством жилищно-коммунального хозяйства в рамках ведомственного контроля ежегодно.

В случае обнаружения Министерством жилищно-коммунального хозяйства или оператором признаков административного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности, установленной в подпункте 1.2 настоящего пункта, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, оператор в десятидневный срок обязаны письменно сообщить об этом в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном статьей 9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

1.16. сумма средств, незаконно полученных от оператора юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем и (или) использованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не на цели, определенные в подпункте 1.6 настоящего пункта, подлежит возврату указанными субъектами на текущий (расчетный) счет оператора с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на дату возврата.

В случае невыполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности, предусмотренной в части первой настоящего подпункта, взыскание средств производится в судебном порядке по иску оператора или Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

2. Внести изменение и дополнение в следующие указы Президента Республики Беларусь:

2.1. в подпункте 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 января 2007 г. № 53 "О некоторых вопросах преобразования Белорусского концерна по материальным ресурсам" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 30, 1/8307):

2.2. пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 56, 1/11418) дополнить подпунктом 1.7-1 следующего содержания:

"1.7-1. арендная плата за земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, уменьшается на сумму арендной платы за земельные участки, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной организацией от деятельности по сбору, сортировке (разделению по видам), подготовке к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (за исключением сбора вторичных материальных ресурсов, полученных из собственных отходов производства), в общем объеме выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав за прошедший квартал, без учета налога на добавленную стоимость.

Льгота, предусмотренная в части первой настоящего подпункта, предоставляется при условии регистрации оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, создаваемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства, организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, в реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, форма которого утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства;.

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. N 437 "О некоторых мерах по совершенствованию организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 109, 1/7730);

пункт 48 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. N 750 "О внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 3, 1/8199);

подпункт 1.44 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. N 241 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 119, 1/10688).

4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. до 1 августа 2012 г.:

утвердить размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

утвердить форму договора между оператором и производителями и поставщиками об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации;

4.2. в трехмесячный срок обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.

5. Предоставить Совету Министров Республики Беларусь право разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 1 августа 2012 г., за исключением пункта 4 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Указа.

Президент Республики Беларусь                                                              А.Г. Лукашенко