История развития УР

На протяжении многих лет мы работали над  созданием  системы непрерывного  экологического образования и воспитания. Опыт работы гимназии  по формированию экологической культуры всех участников педагогического процесса различными учреждениями образования Республики Беларусь.
  
Работая в данном направлении,  мы понимаем, что сегодня экологическое образование приобретает новую функцию, оно становится образованием, обеспечивающим устойчивое развитие экологически безопасного гражданского общества.
   
Известно, что с  2005 года началась декада образования для устойчивого развития, инициированная ООН.
  
О том, что устойчивое развитие получает широкое распространение  мы знали давно. Однако понимали, что как любое нововведение требует достаточного информирования и  постепенного принятия на уровне педагогического коллектива.
  
И сегодня мы  находимся на этапе перевода существующей системы  экологического образования и воспитания в режим соответствующий принципам УР.
 
Создание системы образования в интересах устойчивого разви­тия предполагает переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.
  
Учитывая тот факт, что экологическое образование и образование в интересах УР взаимосвязаны, воспринимая при этом понятие ОУР значительно шире, поэтому  ОУР может и должно использовать все позитивные достижения традиционного экологического образования, обогащая социальным, экономическим и культурным контекстом.
  
Экология является теоретической основой концепции УР. Для достижения результата нужно интегрировать в учебный процесс два блока вопросов:
1) экологическое образование
2) образование в интересах УР.
  
Деятельность учреждения образования в интересах УР начинается с создания МП 21 -  такой Программы, которая объединит учителей, учеников, персонал, родителей, внешних партнеров для совместной работы по использованию школы и сопредельной территории для содействия образованию  в интересах УР и продвижению в жизнь сообщества здоровых, экологически целесообразных практик.
  
МП- 21- это:
· практическое средство реализации концепции устойчивого развития страны в целом;
· программа действий любого местного сообщества по переходу к устойчивому развитию;
· процесс изменений, который ведет к достижению устойчивого развития на местном уровне

   Местная повестка 21 должна соответствовать следующим требованиям:
· быть опубликованным документом, кратким, ясным и общедоступным;
· определять главные проблемы и цели устойчивого развития в разных областях;
· рассматривать экономические, социальные и экологические нужды в комплексе
  
В этой связи школьные местные повестки - одно из самых значимых направлений в движении  за устойчивое развитие, в рамках которого реализуются проекты социального, экологического и экономического направления.
 
  На данном этапе усилия всего нашего коллектива направлены на создание такой повестки.
 
В основу нашей МП 21 будет заложена  Концепция школы с экологическим уклоном.
 
В  качестве стартового мероприятия по разработке МП 21 в формате «Открытое пространство» нами был проведён семинар «Гимназия  + микрорайон = здоровое сообщество. Что может дать МП 21 гимназии 19». МП 21 обязательно предусматривает привлечение к участию в процессе максимального количества партнёров. Поэтому к работе семинара были привлечены представители:
> Министерства образования
> Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
> Администрации Фрунзенского района г. Минска;
> ЖЭС, ЖРЭО;
> Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды;
> Администрации, педагогов, учащихся  и родителей гимназии;
> МГЭУ им. А.Д. Сахарова;
> Общественных экологических объединений.
  
В ходе работы семинара были выявлены актуальные проблемы, определены конкретные шаги по обеспечению жизнеспособности нашего учреждения, социальной сплочённости нашего сообщества, охраны окружающей среды и устойчивое управление  имеющимися ресурсами.
  
Понимая, что основной проблемой в осуществлении МП 21 является отсутствие у педагогов и членов сообщества базовой подготовки по вопросам УР, одним из приоритетных направлений нами была определена работа по повышению компетентности педагогов, учащихся, родителей и жителей микрорайона в данном направлении.
  
В рамках решения данной проблемы нами проведены семинары, лекции, занятия, консультации с экспертами по следующим темам:
1)  Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь: положения и возможности для образования
2) Образование в интересах устойчивого развития
3) Стратегия устойчивого развития (Местные повестки 21)
4) Технология успеха управленческой деятельности в рамках концепции устойчивого развития на местном уровне  
5) Развитие творческого потенциала педагога как фактор, способствующий профессиональной мобильности
6) Основные принципы, средства и механизмы разработки и реализации Местной повестки 21.