Витебск

Витебск
По легенде, город основала в 974 году киевская княгиня Ольга, пораженная красотой здешней высокой горы, что стояла у слияния двух рек ― Западной Двины и Витьбы, от которой и пошло имя города. На горе был поставлен замок. Витебские ландшафты и в самом деле великолепны и как будто созданы для кисти художника. Недаром неподалеку от города приобрел себе в 1892 году усадьбу «Здравнёво» известный русский живописец Илья Репин (1844—1930), создававший здесь свои полотна. С Витебском связаны имена таких блистательных художников, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, и многих других.
В 1919 году Марк Шагал открыл в Витебске Школу искусств, в которой преподавали виртуозы кисти своего времени. Они–то и превратили Витебск в своеобразный художественный салон, разукрасив его в немыслимые цвета, создав на его улицах и площадях панно и плакаты с аллегорическими сюжетами… Сегодня здесь действуют Арт–центр и мемориальный Дом–музей Марка Шагала, в которых представлены документы и работы Мастера, повествующие о годах, проведенных им и его родителями в Витебске. Приехав в начале ХХ века на учебу в столицу Франции, Шагал воскликнул: «О Париж! Ты ― мой второй Витебск!»
Ежегодно летом Витебск становится музыкальной столицей: здесь проходит Международный фестиваль искусств «Славянский базар». Кроме того, каждый год проводятся фестивали современной хореографии и камерной музыки. Уголки старого Витебска, грациозная башня ратуши, часы на которой отсчитывают вторую сотню лет, памятники, связанные с пребыванием в Беларуси Наполеона, парки и скверы, уютные улицы, — все это создает неповторимую атмосферу, которая надолго запомнится гостям города.
Забавно в этой ситуации то, что сегодня Полоцк – город Витебской области, а не наоборот. Ирония истории.
Итак, в начале XII века было образовано Витебское княжество. Специфика его географического расположения – между Русью и Литвой – сказалась на его истории. За время своего существования город Витебск разрушался практически до основания боле 30 раз. Потери среди населения в различных войнах и междуусобицах составляли от 5-16 – до 98 процентов.
Витебское княжество то было самостоятельной политической единицей, то попадало в зависимость от соседей, а в XII-XIII веках окончательно вошло в состав Великого Княжества Литовского, а в 1385 году, по заключении Кревской унии, объединившей Польское королевство и уже указанное Княжество – Речи Посполитой.
1506 год - год для Витебска знаменательный. Очередной привилей позволил городу иметь собственный герб, а не только избираемую местную власть и вече (то есть, собрание местной шляхты, по согласованию с которым принимались все жизненно важные вопросы, связанные с жизнью города. Интересно, что традиционно вече принимало все решения только единогласно. Даже один голос против приводил к непринятию решения. Более того, был период, когда тот, кто был против, даже не должен был объяснять, почему,  собственно, он против. Таким было представление наших предков о демократии). Гербом Витебска утверждена «Погоня», герб, традиционный для белорусских земель того времени. В 1597 году Витебск даже на 30 лет получил Магдебургское право, то есть, право на самоопределение. Герб на этот период был выбран королём Жигимонтом III тот самый, который сохранился и сегодня: «Спас в голубом поле, а ниже меч обнажённый, окровавленный».
 Важным этапом развития города стало подписание в 1597 году Брестской церковной унии. Для Витебска, постоянно раздираемого церковными раздорами православных и католиков, появление собственной, униатской церкви, соединившей в себе основные черты и православия и католицизма, казалось настоящим спасением. Униаты признавали главенство Святого Престола, то бишь Римского Папы, что, разумеется, привело к тому, что многие города, в том числе и Витебск, получили то, что сегодня называется дотациями на развитие.
  Католические ордена францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев основали в Витебске свои монастыри. Монастыри – как все церковные центры того времени, являлись логично и центрами культурными и образовательными. Опять же, при монастыре – обязательно иконописные мастерские, школы, даже семинарии, то есть более высокого уровня учебные заведения.
И, как часто бывает, нашлись и недовольные. Особенно – деятельностью униатов. Потому как – о, ужас! – компромисс! Соблазнение народа! Православные «в праведном негодовании» устроили в 1623 году бунт, обращённый главным образом против персонифицированной Униатской церкви, а конкретно – против бискупа Иосафата Кунцевича, самого ярого проповедника унии и, собственно говоря, пастыря униатской церкви на белорусских землях.
Результат предсказуем: Иосафата Кунцевича «народ» зверски растерзал, в связи с чем сегодняшние униаты (или, иначе говоря, греко-католики) почитают его не просто как отца церкви, но как мученика и небесного заступника белорусской униатской церкви. Кстати, ежегодная пилигримка, организуемая белорусскими греко-католиками, начинается в Витебске именно с молебна памяти мученика Иосафата Кунцевича.
Аж до 1644 года Витебск пропадает с исторической арены, пытаясь залечить раны, нанесенные в результате восстания. И только в 1644 году Магдебургское право городу было возвращено.
Во время Северной войны в XVIII веке город грабили и разоряли, наверное, самое большое количество раз.   Через Витебск постоянно проходили русские, шведские войска, а также собственно войска Речи Посполитой. Остаться в живых сумели очень немногие, тем более, что это столетие также было отмечено несколькими глобальными эпидемиями, но город всё-таки сумел возродиться.
Кстати, именно этот период с восторгом упоминают русские исследователи, ибо в 1701 году здесь пребывал вместе со своим штабом Пётр I. Летописи утверждают, что самодержец милостиво общался с народом, что, правда, не помешало ему в 1708 году (по доносу о благоволении жителей к «полякам») город сжечь.
С первым разделом Речи Посполитой в 1772 году Витебск был передан Российской империи. С этого времени начался новый этап жизни города. На берегу Западной Двины был построен дворец губернатора, который и сегодня является достопримечательностью города.
В этот период Витебск был обозначен как граница еврейской оседлости, в связи с чем в городе обосновалось большое количество представителей древнего народа.
Важным этапом истории Витебска был и война 1812 года. Наполеоновская армия проходила и по витебским землям, в связи с чем этим землям снова досталось. Правда, теперь забавно читать исследования, воспевающие верноподданность местных жителей, которые часто нападали на французских солдат, не имея оружия, и повергали их в нокаут своей природной силой. Не знаю, насколько это можно было бы считать проявлением верноподданства, мне лично кажется, что это просто реакция на очередное вторжение, а также посягательство на жизнь и собственность витебчан. Впрочем, и то, и другое – всего лишь интерпретация…
А вот то, что Наполеон встречал в Витебском губернаторском дворце свой день рождения в 1812 году (3 августа) – это исторический факт.
В 1856 году императором Александром был утверждён герб Витебска как традиционная «Погоня», правда, увенчанная императорской короной и окружённая Андреевской лентой.
Вторая половина XIX века для Витебска – расцвет. Открывались многочисленные учебные заведения, библиотеки, небольшие промышленные предприятия, активно функционировала торговля. В конце века, согласно переписи, в Витебске проживало более 70.000 жителей, функционировало более 100 промышленных предприятий. В начале ХХ века расцвет также затронул культурную жизнь города. Одно имя Марка Шагала – это уже целая эпоха в жизни не только Витебска, но и мировой художественной культуры. Впрочем, о нём написано огромное количество исследований, в том числе и популярных.